Развод мостов и развод пассажиров

20 июня 2017

Небольшой очерк о том, как известные онлайн-сервисы заказа такси в Петербурге обманывают клиентов, рассчитывая им предварительную стоимость поездки и при этом не учитывая развода мостов.

В последние несколько лет в Петербурге, как и во многих других городах России и мира, получили широкое распространение онлайн-сервисы заказа такси. Принцип их работы очень прост — вы устанавливаете приложение на свой смартфон и вызываете машину в удобное вам место и время фактически в два-три клика. Программа определит ваше местоположение, напомнит несколько последних адресов, сможет заранее рассчитать для вас время в пути и точную (в некоторых случаях — примерную) стоимость поездки. Казалось бы, какие могут здесь возникнуть проблемы? К сожалению, как и в любой другой сфере услуг, при использовании данных сервисов клиент рискует столкнуться с недобросовестным, непрофессиональным или просто бесчестным поведением исполнителя. Один из примеров такого недобросовестного поведения мы рассмотрим в этой статье.

Не секрет, что в Санкт-Петербурге летом по ночам разводят мосты. Прежде, чем был построен Большой Обуховский мост (также известный как Вантовый), развод мостов создавал значительные транспортные проблемы — попасть с одного берега Невы на другой было невозможно. В наши дни у водителей, в том числе у таксистов, есть возможность проехать по неразводному Вантовому мосту в любое время суток, однако для этого необходимо сделать большой крюк через районы, расположенные далеко на юго-востоке. Стоимость поездки в этом случае возрастает, так как увеличивается маршрут.

Проблема, с которой сталкиваются пассажиры такси, заключается в том, что при предварительном расчёте цены поездки программа далеко не всегда выдаёт результат с учётом развода мостов. Некоторые сервисы не учитывают этого вовсе.

Ситуация со стороны клиента выглядит так. Допустим, мосты уже развели и вы застряли ночью в центре Питера. Вы открываете приложение на смартфоне, задаёте начальную и конечную точку маршрута. Программа сообщает, что поездка обойдётся вам, к примеру, в 250 рублей. Вы нажимаете кнопку «Заказать» и ожидаете такси в указанном месте. Машина прибывает, вы садитесь в неё, доезжаете до дома и собираетесь расплатиться. И тут выясняется, что поездка в действительности стоит в два-три раза дороже, так как программа ошибочно прокладывала путь напрямик, по разведённым мостам, а таксист поехал по более длинному маршруту. В некоторых случаях, впрочем, водители заранее предупреждают клиента об удорожании поездки и отказываются везти его за ту сумму, что была указана в приложении.

Мы считаем такие действия неправомерными и незаконными, и вот почему.

Услуги, которые оказывают онлайн-сервисы заказа такси, регулируются гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей точно так же, как и любые другие услуги. По сути, в тот момент, когда клиент нажимает на кнопку «Заказать такси» (как правило, в большинстве приложений он к этому моменту уже знает стоимость своей поездки), он заключает договор с компанией, представителем которой выступает конкретный таксист. Согласно закону (статьи 435 — 438 ГК РФ), заключение договора состоит из двух этапов — оферты и акцепта. Офертой в данном случае является отображение маршрута и стоимости поездки в окне приложения, то есть, существенные условия договора, которые предлагает компания. Акцепт оферты происходит, когда клиент нажимает на кнопку заказа, то есть, соглашается на предложенные ему условия договора — именно эти, а не какие-либо другие.

Согласно закону (ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»), исполнитель обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, работах или услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В числе прочего, такая информация должна содержать точную цену в рублях и условия оказания услуг. Таким образом, клиент, заказывая такси через онлайн-приложение, вправе считать цену, отображённую ему до посадки в машину, достоверной и правильной. Случаи же, когда таксист называет по окончании поездки иную сумму, чем была указана в момент заказа, являются ничем иным, как обман потребителя или мошенничество.

Как ни странно, нередко подобные действия прямо или косвенно противоречат правилам, установленным самими же компаниями. Для примера возьмём правила компании Uber, размещённые на официальном сайте этого сервиса. Там, в частности, указано следующее:

Кроме услуг такси, запрошенных через Приложение, компания Uber не обозначает какую-либо часть вашей оплаты в качестве чаевых или вознаграждения Стороннему поставщику. <…> Вы понимаете и соглашаетесь, что, в то время как вы на свое усмотрение можете уплатить Стороннему поставщику, предоставляющему вам услуги или товары при использовании вами Услуг, дополнительные суммы в качестве вознаграждения, вы не обязаны этого делать.

Как себя вести, если вы оказались в подобной ситуации?

Разумеется, проще заплатить сумму, которую попросит водитель — так вы сэкономите свои нервы. Тем не менее, если вы намерены отстаивать свои права до конца, следует спокойно и твёрдо настаивать на том, что сумма, указанная в приложении перед поездкой, правильная, так как именно на неё вы рассчитывали, нажимая на кнопку «Заказать такси». Так как действия таксиста, по сути, являются мошенничеством, можно пригрозить вызвать полицию, если вам попытаются помешать покинуть машину. Сумму, которую вам рассчитало приложение при заказе, всё равно следует оплатить.

Позвоните нам
прямо сейчас
или
8 (952) 268-99-78

Понедельник – пятница: с 10:00 до 21:00
Суббота, воскресенье: выходные дни

Закажите
обратный звонок

Ваши контактные данные
остаются строго
конфиденциальными