Зиговать можно, но с осуждением: Госдума частично разрешила демонстрацию нацистской символики
20 ноября 2019
19 ноября 2019 года Государственная дума приняла в третьем чтении поправки в законы, ранее запрещавшие любую демонстрацию нацистской символики в России. Теперь это допустимо при условии осуждения нацизма и отсутствия признаков пропаганды.
Ранее нам уже доводилось писать о том, как действует закон о запрете демонстрации нацистской символики в Российской Федерации и к каким абсурдным случаям порой может приводить его буквальное применение. Например, в 2015 году журналистку из Смоленска оштрафовали за то, что она выложила на своей страничке Вконтакте фото своего двора, сделанное во время войны, с развевающимся в центре флагом со свастикой. При этом в посте девушки безусловно отсутствовали признаки пропаганды, однако суд всё равно назначил ей штраф в размере одной тысячи рублей.
До недавних пор в нашей стране была запрещена абсолютно любая демонстрация нацистской символики, а также символики организаций, сотрудничавших с нацизмом. При этом контекст, в котором осуществлялась демонстрация, вообще не учитывался — оштрафовать могли, формально, даже за публикацию скриншота из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» или игры серии Wolfenstein. В 2015 году Конституционный Суд разъяснил, что, с одной стороны, демонстрация нацистской символики сама по себе не может являться преступлением экстремистской направленности (и на том, как говорится, спасибо), однако, с другой стороны, безусловный запрет на таковую демонстрацию Конституции не нарушает, так как направлен на защиту чувств родственников погибших в Великой Отечественной войне.
На этой неделе Госдума значительно смягчила формулировки закона. Теперь демонстрировать нацистскую символику разрешено в случаях, когда:
1) При демонстрации формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма;
2) В такой демонстрации отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацизма и экстремизма.
Соответствующие поправки внесены в Кодекс РФ об административных правоотношениях, а также в федеральный закон «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Теперь изменения в законе должны быть одобрены Советом Федерации и подписаны президентом — только после этого они вступят в силу.