Обязательный учёт беспилотников: закон есть, а правил нет

11 июля 2017

С 5 июля 2017 года начали действовать поправки в Воздушный кодекс РФ, обязывающие владельцев беспилотных летательных аппаратов (включая популярные игрушки – дроны-квадрокоптеры) регистрировать их согласно правилам, утверждённым российским правительством. Ко дню вступления закона в силу данные правила так и не были официально утверждены.

О проблемах, порождённых отсутствием у игрушечных беспилотников внятного правового статуса, мы уже писали ранее. Согласно закону, они являются подвидом воздушных судов, а значит, всякий раз перед запуском должны получать разрешение на вылет в местном зональном центре и согласовывать с ним план полёта точно так же, как «полноразмерные» самолёты и вертолёты малой авиации. Кроме того, до недавнего времени допуск к управлению воздушным судном, в том числе и беспилотным, могли получать только лица, имеющие пилотское свидетельство, выданное уполномоченным органом — здесь новые поправки, к счастью, сделали послабление для владельцев аппаратов массой меньше 30 килограмм. Основных ограничений на полёты дронов поправки, тем не менее, не сняли — порядок их запуска на данный момент остаётся разрешительным, а не уведомительным, как следует из пункта 116 Федеральных правил использования воздушного пространства.

Что же касается новых правил, которые разъяснили бы, как именно должен осуществляться обязательный теперь учёт беспилотников и ссылка на которые приведена в статье 33 Воздушного кодекса, в окончательном виде этих правил пока не существует. Точнее, они существуют в виде не утверждённого пока проекта, размещённого на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов. Проект позволяет получить примерное представление о том, с какими новыми трудностями предстоит вскоре столкнуться владельцам дронов.

Для внесения беспилотника в единую базу данных таких аппаратов владельцу необходимо подать заявление в бумажном или электронном виде. В случае, если дрон куплен в России, заявление подаётся сразу же при его приобретении — таким образом, оно может быть подано непосредственно продавцу. Другие допустимые способы подачи заявления — через многофункциональные центры госуслуг (МФЦ), по почте или через интернет.

Заявление, как указано в проекте правил, подаётся на возмездной основе. Размер платы за его подачу пока не определён, как не определены порядок и форма оплаты.

После того, как дрон будет внесён в базу данных, владелец обязан нанести на него учётный опознавательный знак. Знак наносится путём окрашивания, наклеивания, гравировки или иным способом, обеспечивающим однозначное прочтение при эксплуатации. Другими словами, речь идёт, очевидно, о номере или буквенно-цифровом обозначении, которое владелец изображает на аппарате так, как сочтёт удобным. Форма знака должна быть утверждена отдельным постановлением, которое в настоящий момент также ещё не принято.

В правилах перечислены также и возможные основания для отказа в постановке летательного аппарата на учёт. В частности, владельцу будет отказано в регистрации дрона, если он:

• состоит на учете в наркологическом, психиатрическом диспансере;

• имеет судимость по общественно опасным статьям – хулиганство, терроризм;

• ранее допускал нарушение правил использования воздушного пространства (очевидно, к этому относятся и запуски беспилотников без разрешения зонального центра);

• в отношении него ранее было вынесено решение суда или надзорного органа о запрете деятельности с применением беспилотных летательных аппаратов.

Оператором единой базы данных беспилотных летательных аппаратов, согласно проекту правил, избрано ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», подведомственное Министерству транспорта РФ.

Как указано на портале ФППНПА, в данный момент проект находится в стадии общественных обсуждений и антикоррупционной экспертизы. Как исполнять новые требования закона в отсутствие правил, пояснил Минтранс. По данным сайта vc.ru, в пресс-службе ведомства сообщили, что в отсутствие правил обязанность ставить дроны научёт у их владельцев не наступает, и уже имеющиеся аппараты можно запускать так же, как и до сих пор.

«Предполагается принятие соответствующего нормативного правового акта во исполнение нормы федерального закона. До вступления в силу обозначенного акта никакие правовые последствия для граждан вследствие вступления в силу указанного пункта не могут иметь место. Тем более, в этой связи не существует оснований для наступления административно-правовых последствий».

— пресс-служба Минтранса

Таким образом, помимо обязательного согласования плана полётов с зональным центром, у владельцев беспилотных летательных аппаратов появилась новая обязанность: ставить принадлежащие им дроны на учёт и наносить на них специальные опознавательные знаки. В случае перехода дрона к иному лицу или его уничтожении об этом также должно быть сообщено оператору учёта.

Новые правила будут действовать для беспилотников массой от 250 граммов до 30 килограммов.

Позвоните нам
прямо сейчас
или
8 (952) 268-99-78

Понедельник – пятница: с 10:00 до 21:00
Суббота, воскресенье: выходные дни

Закажите
обратный звонок

Ваши контактные данные
остаются строго
конфиденциальными