Обязательный учёт беспилотников: закон есть, а правил нет
11 июля 2017
С 5 июля 2017 года начали действовать поправки в Воздушный кодекс РФ, обязывающие владельцев беспилотных летательных аппаратов (включая популярные игрушки – дроны-квадрокоптеры) регистрировать их согласно правилам, утверждённым российским правительством. Ко дню вступления закона в силу данные правила так и не были официально утверждены.
О проблемах, порождённых отсутствием у игрушечных беспилотников внятного правового статуса, мы уже писали ранее. Согласно закону, они являются подвидом воздушных судов, а значит, всякий раз перед запуском должны получать разрешение на вылет в местном зональном центре и согласовывать с ним план полёта точно так же, как «полноразмерные» самолёты и вертолёты малой авиации. Кроме того, до недавнего времени допуск к управлению воздушным судном, в том числе и беспилотным, могли получать только лица, имеющие пилотское свидетельство, выданное уполномоченным органом — здесь новые поправки, к счастью, сделали послабление для владельцев аппаратов массой меньше 30 килограмм. Основных ограничений на полёты дронов поправки, тем не менее, не сняли — порядок их запуска на данный момент остаётся разрешительным, а не уведомительным, как следует из пункта 116 Федеральных правил использования воздушного пространства.
Что же касается новых правил, которые разъяснили бы, как именно должен осуществляться обязательный теперь учёт беспилотников и ссылка на которые приведена в статье 33 Воздушного кодекса, в окончательном виде этих правил пока не существует. Точнее, они существуют в виде не утверждённого пока проекта, размещённого на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов. Проект позволяет получить примерное представление о том, с какими новыми трудностями предстоит вскоре столкнуться владельцам дронов.
Для внесения беспилотника в единую базу данных таких аппаратов владельцу необходимо подать заявление в бумажном или электронном виде. В случае, если дрон куплен в России, заявление подаётся сразу же при его приобретении — таким образом, оно может быть подано непосредственно продавцу. Другие допустимые способы подачи заявления — через многофункциональные центры госуслуг (МФЦ), по почте или через интернет.
Заявление, как указано в проекте правил, подаётся на возмездной основе. Размер платы за его подачу пока не определён, как не определены порядок и форма оплаты.
После того, как дрон будет внесён в базу данных, владелец обязан нанести на него учётный опознавательный знак. Знак наносится путём окрашивания, наклеивания, гравировки или иным способом, обеспечивающим однозначное прочтение при эксплуатации. Другими словами, речь идёт, очевидно, о номере или буквенно-цифровом обозначении, которое владелец изображает на аппарате так, как сочтёт удобным. Форма знака должна быть утверждена отдельным постановлением, которое в настоящий момент также ещё не принято.
В правилах перечислены также и возможные основания для отказа в постановке летательного аппарата на учёт. В частности, владельцу будет отказано в регистрации дрона, если он:
• состоит на учете в наркологическом, психиатрическом диспансере;
• имеет судимость по общественно опасным статьям – хулиганство, терроризм;
• ранее допускал нарушение правил использования воздушного пространства (очевидно, к этому относятся и запуски беспилотников без разрешения зонального центра);
• в отношении него ранее было вынесено решение суда или надзорного органа о запрете деятельности с применением беспилотных летательных аппаратов.
Оператором единой базы данных беспилотных летательных аппаратов, согласно проекту правил, избрано ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», подведомственное Министерству транспорта РФ.
Как указано на портале ФППНПА, в данный момент проект находится в стадии общественных обсуждений и антикоррупционной экспертизы. Как исполнять новые требования закона в отсутствие правил, пояснил Минтранс. По данным сайта vc.ru, в пресс-службе ведомства сообщили, что в отсутствие правил обязанность ставить дроны научёт у их владельцев не наступает, и уже имеющиеся аппараты можно запускать так же, как и до сих пор.
«Предполагается принятие соответствующего нормативного правового акта во исполнение нормы федерального закона. До вступления в силу обозначенного акта никакие правовые последствия для граждан вследствие вступления в силу указанного пункта не могут иметь место. Тем более, в этой связи не существует оснований для наступления административно-правовых последствий».
— пресс-служба Минтранса
Таким образом, помимо обязательного согласования плана полётов с зональным центром, у владельцев беспилотных летательных аппаратов появилась новая обязанность: ставить принадлежащие им дроны на учёт и наносить на них специальные опознавательные знаки. В случае перехода дрона к иному лицу или его уничтожении об этом также должно быть сообщено оператору учёта.
Новые правила будут действовать для беспилотников массой от 250 граммов до 30 килограммов.